Розница — это совместная работа поставщиков и ретейлеров, где нужно не обвинять друг друга, а искать выгодные для обеих сторон пути выхода из проблем, считает Илья Мещеряков.
— Это происходит оттого, что поставщики не понимают основ современной розничной торговли. Наша цель — купить нужный потребителю товар и продать его. Цель поставщиков — поставить нам весь свой ассортимент. Но если его продукция не продается, то какой смысл мне брать ее? Естественно, мы стараемся выбирать те наименования, которые пользуются спросом. Для широты ассортимента берем и другие, но в меньшем количестве. Входные бонусы за товар мы не требуем, это губит бизнес. Когда магазин начинает продавать полки, продавать паллето места (разновидность полок) и брать деньги за вход — значит, у него цель с этого заработать. Но основная задача розницы — зарабатывать с товарооборота. Также существуют бонусы или дополнительные скидки за поставленный поставщиком товар (или проданный нами товар), это все входит в условия договора. Кроме того, существует ограничение по объему товара в магазине. Не всегда количество и размеры полок позволяют нам выставить весь ассортимент поставщика.
Ассортимент — это основа современной торговли. А то, что производитель выпустил 10 позиций, из которых только две продаются, — это не вина торговых сетей, а ошибка производителя. Мое мнение, если производитель делает вкусный и качественный товар, тогда спрос будет. Также важную роль играет для нас упаковка и маркировка товара. А у нас как? Колхозник
— Как вы предлагаете работать?
— Есть примеры, когда розничные сети помогают производителям улучшить производство товаров. Да, мы иногда заставляем их давать скидки, но мы и заставляем их улучшать свои процессы. У крупнейшей мировой торговой сети
— Все это от недопонимания. Ведь мы берем на себя обязательства. Допустим, я покупаю у поставщика товара на 100 миллионов тенге и получаю товар по 90 тенге. Я беру на себя обязательства выкупить у него товар и получаю скидку. Тот, кто покупает на пять миллионов, получает товар по 100 тенге. АЗК считает, что это недобросовестная конкуренция. У производителей уже заранее заложены скидки для торговых сетей. Мы даем товарооборот и получаем скидки в зависимости от товарооборота. Это современный подход к торговле. Нельзя говорить, что мы давим на поставщиков, мы с ними договариваемся.
Розничная торговля — довольно новое направление в Казахстане, и мы все пока учимся понимать, что это и как это работает. Есть некоторые компании, которые хотят работать по старинке — у нас есть товар, приходите и покупайте. Сейчас все строится
Другая претензия — отсрочки платежей по 50—60 дней. Да, есть компании, которые берут деньги поставщиков и развивают свой бизнес. Но иногда товар оборачивается не так быстро, как хотелось бы. Пример: элитный алкоголь оборачивается в среднем за шесть месяцев, какая отсрочка платежа должна быть? Среди причин, почему появляются отсрочки, — и тип товаров, и логистика. Я считаю, что все вопросы можно решить в рамках переговоров, с помощью договоров. У нас, организованной розницы, не такая большая доля рынка, чтобы
— Многие поставщики начали уходить в тень, стали больше товара отпускать без документов, за наличный расчет, на базар. Соответственно, появилась разница между отпускными ценами на базары и в магазины города. Потребители тоже стали переключаться на рынки. Есть мелкие магазины, которые закрываются, не выдержав конкуренции, но, в принципе, большинство работает. Я не думаю, что объем рынка упал. Товарооборот нашей компании сократился процентов на 10 по сравнению с прошлым годом, но это было связано только с нашими внутренними, управленческими проблемами. Мы перестраивались,
Остальные игроки могли испытывать сложности
В целом на рынке ничего страшного не случилось, наоборот, стало лучше. Люди начали считать деньги, и это хорошо. Кризис дал нам всем возможность начать улучшать
— Это реакция на внешние рыночные изменения?
— Как поменялась в связи с кризисом ваша ассортиментная политика?
— Не изменилась ли структура спроса? Не стали ли потребители выбирать более дешевые товары или товары первой необходимости?
— В Астане эта тенденция не заметна. Хотя люди начали больше обращать внимания на цены и специальные предложения. Уменьшилось количество покупаемого товара. Если раньше брали три бутылки элитной водки, то сейчас возьмут одну, то есть изменения произошли не в предпочтениях, а в количестве покупаемого товара. А в целом кто к какому продукту привык, его и покупает. Хотя можно отметить, что растет такая группа, как средства по уходу за телом и лицом. Люди начинают уделять внимание своему внешнему виду, каждый хочет быть красивым. Растут и продажи товаров детской гигиены и детского питания.
— Изменилась ли ваша ценовая политика?
— Стратегию ценообразования мы поменяли. В прошлые годы мы просто следили за ценами на рынке города и ориентировались на то, чтобы быть ниже рынка на 5—7%. Сейчас поменяли стратегию и работаем по принципу EDLP (Every Day Low Prices) — каждый день низкие цены. Наша цель — быть ниже средних цен города на 10—15%, если получится еще ниже, будем это делать. Средняя маржа сейчас у нас около 9,1%, а наценка 10,5%. В рамках 10% мы и работаем.
— Отразились ли эти изменения на конечной цене или
— Конечно, отразились. Мы постоянно проводим мониторинг основной потребительской корзины, смотрим, какие цены у конкурентов и в какой продуктовой линейке мы конкурентоспособны. Наши цены стали значительно ниже.
— Как различается наценка в зависимости от группы товаров?
— На разные группы товаров наценка разная. Но в целом средняя равна 10%. На быстро оборачиваемые товары наценка может быть и 2%, а на менее — и 20%. Наша цель — увеличивать товарооборот за счет постоянного предложения низких цен. Делать наценку выше не можем, потому что будем не интересны потребителю, ниже не можем, потому что это будет экономически невыгодно. Если пять лет назад рынок работал в пределах 30—40% — и это было нормально, то сейчас этот показатель снижается. Сегодня рынок в среднем работает в рамках 20—25%.
— Как вы можете оценить емкость астанинского рынка?
— Исходя из того ассортимента, который мы продаем, я оцениваю его в пределах
— Сколько процентов занимает организованная розница в товарообороте Астаны?
— Доля организованной розницы около 20—25%. Я думаю, маленькие магазинчики категории В и С будут постепенно отмирать и доля крупных супермаркетов будет увеличиваться. Плюс на рынок Астаны приходят новые игроки.
— Расскажите о конкурентной среде в Астане.
— В городе открылся METRO, есть семь магазинов «Бахус», есть два «Анвара», четыре «Рамстора», «Вестер», «Алма», 5 декабря открылся гипермаркет Green, открывается Silk Way Сity, заходит
— Что вы можете сказать о приходе METRO?
— Я рад, что они пришли — это значит, что наш рынок начинает развиваться. Я рад, что моих менеджеров не нужно возить за границу, чтобы они посмотрели, как должно быть. Конкуренции я не боюсь. К нам приходит организованная торговля, и я рад этому. Когда страна развивается в нужном направлении, надо только радоваться и учиться работать лучше.
— Каковы ваши планы по развитию?
— У нас на конец 2007 года были планы по открытию новых магазинов — до 2012 года мы планировали попасть во все города республики. Сейчас эти планы вновь просчитываются. Мы думаем и решаем, как дальше развиваться. У нас есть большая заинтересованность в рынке Алматы. В первую очередь хотелось бы появиться там. Если говорить о развитии рынка в целом, могу сказать одно, Россия семь лет назад — это мы сегодня. Если брать регионы, то Костанай сегодня — это Астана пять лет назад. Просто сейчас нужно понять, где какая платежеспособность и сколько потребители на ежедневной основе готовы тратить. Насколько готовы по ассортименту поставщики товаров и производители. Как дальше правительство будет развивать реальный сектор? (Я говорю о плодоовощной продукции.)
Но хочу отметить, что рынок организованной розницы у нас еще не насыщен. Чем больше законодательно будут запрещать или ограничивать грязную, нелегальную базарную торговлю по санитарным нормам, к примеру, тем больше возможностей у нас будет развиваться и идти дальше. На сегодняшний день супермаркет — это такой формат, к которому люди уже немного привыкли. Я вижу, что будущее за гипермаркетами — это формат магазина, где соотношение продуктового и непродуктового ассортимента 50 на 50. Для этого нужен широкий ассортимент, но для того, чтобы его расширить, нужно научиться правильно им управлять.
Моя цель — удовлетворить потребителя в полном объеме в нужное время в нужном месте. Когда я учился в Америке, у нас было такое выражение: «Если ты не нашел
— Так планы по расширению остались? Когда примерно вы хотите открывать новые магазины и в каких городах в первую очередь?
— Те инвестиции, которые мы сделали в новые объекты в Астане и Костанае, это для нас финансовая нагрузка, и наша основная цель — вывести открывшиеся магазины на нужный уровень по товарообороту, чтобы получить дополнительные деньги для дальнейшего развития. Сегодня есть разные варианты
— Когда примерно вы планируете зайти на рынок Алматы?
— Если строить, то строительство занимает
— Какой формат, на ваш взгляд, будет востребован в Алматы?
— Алматы однозначно нужен формат гипермаркета. Это то, что сейчас пытается сделать Green, посмотрим, получится ли у них. Но мы будем заходить в Алматы, только когда наш менеджмент достигнет определенного уровня. Я не вижу смысла появляться в Алматы с маленьким супермаркетом — это отвлечение управленческого и административного ресурса в другой город. Должна быть правильно отстроенная система управления, отчетности, мониторинга, базы данных,
— Каковы ваши насущные проблемы?
— С нас, ретейлеров, всегда спрашивают за цены на плодоовощную продукцию — огурцы, помидоры, картошку, лук, морковь. Нашему правительству нужно инвестировать в сельское хозяйство и заниматься земледелием, выращивать огурцы, помидоры и все остальное, потому что сейчас действительно существует дефицит товара. Пока мы будем зависеть от импорта, нельзя будет регулировать цены.
Нужно развивать мясное производство. К примеру, что такое охлажденная курица в понимании казахстанцев? Это привезенная замороженная курица, которую у нас разморозили, упаковали еще раз и продали. А по закону уже на следующий год в России будут это запрещать — нельзя называть размороженную курицу охлажденной. Нам действительно нужно развивать реальный сектор — мясное производство, птицу, молоко. Все это должно развиваться вкупе — правильный рацион, правильное питание, правильные породы. Нужно поднимать земледелие — финансировать агросектор. Цена не упадет, пока мы будем импортировать. У нас пропали такие продукты, как алматинские яблоки, в основном все китайское. А китайское яблоко привозят в октябре, оно до апреля лежит и не портится — это разве яблоко? Это уже вопрос здоровья нации. Сегодня боремся с ценой на продукты, через три года будем собирать совещания на тему «здоровье нации». Хотя у нас такие просторы, мы можем сами себя обеспечивать основными видами продуктов.
Александра Цай, автор «Эксперт Казахстан»